Наши проекты,инновационная деятельность

Презентация-отчет

Готовность педагогов к инновационной деятельности


1. ЧОУ ТЕПСОШ – авторская инновационная школа

ЧОУ «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского» выросла из частной инициативы православных родителей и православной общественности. В 1994 году попечением архиепископа Тверского и Кашинского Виктора стало возможным открытие православной общеобразовательной школы первой в России. Педагогический коллектив школы выдвинул идею создания условий, при которых светское образование стало бы органической частью православного.

Двадцать два года на Тверской земле живет и плодотворно работает Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского, продолжатель традиций православного воспитания, образования, наследница опыта святых отцов и педагогов (свт. Тихона Задонского, архиепископа Фаддея, св. праведного Иоанна Кронштадтского, свт. Иоанна Златоуста и др.).

Православная школа должна отвечать сразу двум требованиям: воспитание детей в духе православия и обеспечение уровня знаний, соответствующего нашему времени и государственному стандарту. Содержание обучения и развития учащихся  интегрируется с содержанием воспитательной деятельности в части решения общей задачи: созданием единого воспитательно-образовательного пространства с целью формирования нравственно и физически здорового, образованного гражданина способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь, при усвоении и развитии отеческой традиции.

В основе содержания образования в школе – идея личностного подхода в образовании и возрождения теплых, домашних, естественных отношений между взрослыми и детьми и самими детьми. Задача обучающих – быть нравственным камертоном, который задает тональность межличностного общения. Цель воспитания – приблизить ребенка к Богу и научить его пребывать в Нем.

Существенным и необходимым компонентом успешного выполнения поставленной перед школой задачи является создание в школе особого Уклада Жизни, соответствующего церковному. Внешняя среда, в которой развивается ребенок, не должна разобщать его с высшим миром. Окружающие ребенка люди, господствующие в среде нравы, интересы, разговоры и проч., не должны разобщать его с Богом, ослаблять духовное зрение. Развитие религиозного чувства ведет к развитию человека вообще, формированию целостного человека, раскрытию его личности и заложенного в ней потенциала.

Способность к изменениям в настоящее время является решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения. В связи с этим условиями, способствующими переводу школы в режим развития, являются:

  • наличие концепции и программы развития школы;
  • проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы.

Программа развития, хотя и не является обязательным документом образовательного учреждения и поэтому ее написание не регламентируется никакими нормативно-правовыми актами,  но в ней закладываются те содержательные единицы, которые определяют собственную модель образования. Образовательная программа выступает как комплекс приёмов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленной цели. Стержневым модулем, определяющим содержание всего образовательного (в широком смысле слова) процесса, является концепция развития.

Концептуальная идея представляет собой именование основных идеалов самоидентификации будущего выпускника школы, определяемая основополагающими целями функционирования школы, социальным  и государственным заказом. Это позволяет вывести следующую форму концептуальной идеи: образование и воспитание нравственного, ответственного гражданина-патриота способного к самосовершенствованию и самореализации, компетентного в социальной среде на основе традиционных для России духовных, религиозных и культурных ценностей в системе церковного уклада жизни школы.

Сегодня ЧОУ ТЕПСОШ Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа является  центральным учреждением по православному образованию и воспитанию в средней школе по Тверской области. Школа  объединяет множество локальных и долгосрочных, детских, взрослых и коллективных проектов. Проектный режим работы имеет важное образовательное значение для педагогов, учащихся и родителей. Для первых это – непрерывное повышение квалификации, для вторых – реальная социальная практика, для третьих – повод изменить отношение к целям и ценностям школьного образования.

Школой пройден путь многих испытаний и накоплен уникальный опыт православного воспитания и образования в современных условиях.

2. Инновационные процессы в образовательном учреждении

Инновационная работа ведется по следующим направлениям


Актуальные в на­стоящее время параметры качества образова­ния: уровень выполнения требова­ний государственного образовательного стан­дарта, уровни реали­зации индивидуальных возможностей учащих­ся, удовлетворенности образовательных запро­сов детей и их родите­лей и пр. требуют тщательного непрерывного наблю­дения за фактическим положением дел в системе образования школы.

Образовательный мониторинг как специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в школе, позволяет отслеживать как откло­нения от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

Образовательный мониторинг через стандартизацию сбора, обработ­ки, хранения и анализа информации способствует упорядочению организационно-ин­формационных потоков в системе учебно-воспитательного процесса и в целом оказывает благоприятное воздействие на качество образования.

Одним из важнейших направлений инновационной работы является эффективность работы педагогического коллектива, достижение компетентности педагогов с целью развития педагогического коллектива как творческой команды, способной реализовать стратегические цели развития школы. При достижении указанной цели решаются задачи:

  • предоставить учителю право самостоятельно определять формы и методы организации образовательного процесса;
  • повысить ответственность учителя за достижение результатов педагогической деятельности;
  • обучить учителя технологиям компетентностно-ориентированного образования.

В школе функционирует постоянно действующий методический семинар «Технология пректирования и внедрения системы качества образования на общешкольном уровне». В рамках этой работы рассматриваются в развитии темы:

  • Педагогические технологии – основа инновационных преобразований
  • Современный урок – каким ему быть в инновационном процессе
  • Инновационный подход к контролю и оценке знаний обучающихся.

Результатом этой работы являются разработанные рекомендации по построению различных моделей смены парадигмы подхода к образовательному процессу в школе: перехода от традиционной к личностно-ориентированной, обеспечивающей государственный стандарт образования с высокими качественными показателями. Опыт школы по данному направлению был представлен на Международных общеобразовательных Рождественских чтениях.

В процессе инновационной деятельности школы идет своевременное выявление изменений как в системе качества образования на всероссийском уровне, так и на региональном и школьном; выявление факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций; прогнозирование развития; оценка эффективности и полноты способов реализации инновационных подходов.

Практический выход инновационной деятельности:

  • диагностика учебной работы по всем предметам;
  • отслеживание динамики результативности обучающихся «группы риска»;
  • сопровождение в течение всего периода становления талантливых детей;
  • комплексно-обобщающий контроль в классах со слабой мотивацией к учебной деятельности;
  • анализ эффективности форм контроля знаний и умений учащихся;
  • психолого-педагогический анализ результатов учебной деятельности по возрастным ступеням;
  • мониторинг обновления методов обучения, использование эффективности образовательных подходов и приемов работы (консультационно-методическая работа в МО; взаимная методическая поддержка; обновление содержания педагогического инструментария).

Среднее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этого возможно при введении профильного обучения, которое является системой специлизированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения  позволило за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В нашей школе нет параллелей и количество учащихся на III ступени обучения небольшое – это и послужило основой для перехода на профильное обучение по индивидуальным траекториям в старших классах с целью введения в действие учебного плана, позволяющего каждому обучающемся реализовать свои потребности и желания.

Работая в этом направлении, администрацией школы составляется индивидуальный план для каждого учащегося сроком на два года с учетом пожеланий учащегося и его родителей,  педагогами школы разработаны элективные курсы по запросу учащихся. Это направление инновационной деятельности  является одним из основных и решает приоритетную задачу – повышение качества образования.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития школы. Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Для этого в школе создана целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса.

Реше­ние задач «информационно-коммуникационного обучения» для всех участ­ников образовательного процесса - одно из направлений деятельности методической службы школы.  В связи с этим методическая служба школы  активно ведет работу по  на­сыщению образовательной системы информационными средствами, ин­формационными технологиями, информационной продукцией. Для реализации идеи информатизации образовательного процесса  была создана инициативная группа,  в которую вошли директор, его заместители. Основной задачей группы явилось  вовлечение в процесс информатизации образования всех членов педагогического коллектива.

Одной из важных задач, которая была решена на 1 этапе, явилась  введение профильного курса «Информатика и информационные технологии» и элективных курсов «Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц», «Программирование в 10-11 классах». Использование компьютерных технологий позволяет максимально развить, поддержать и реализовать познавательные творческие способности учащихся. Активно используются  презентации для проведения образовательных и внеклассных мероприятий. Учителя школы регулярно принимают участие в работе методических и педагогических советов, используя для трансляции своего опыта электронные презентации. В течение последних лет все педагогические и методические советы школы проходят с использованием ИКТ. Использование компьютера на уроке стало необходимой реальностью. Опыт использования информационных технологий в учебном процессе имеют практически все учителя. Педагоги качественно изменили содержание, методы и организационные формы обучения. Сегодня учителя школы четко себе представляют, что информационные технологии являются одним из вариантов оптимизации процесса обучения. Практически все учителя используют школьную или домашнюю компьютерную технику для подготовки к урокам.

В административное управление школой  активно внедряются компьютерные технологии, позволяя вести учет и анализ данных об учащихся и сотрудниках, планировать учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, использовать возможности сети Интернет в управленческой деятельности.

В школе в электронном виде ведутся следующие базы данных с 2000 года:

  • БД «Учредительные документы»
  • БД «Отчеты»
  • БД «Кадры»
  • БД «Учащиеся»
  • БД «Итоговая аттестация учащихся»
  • БД  школьной документации, методических разработок, авторских программ
  • БД библиотека (электронные каталоги учебников, медиатеки и пр.).

Использование ИКТ в административной и управленческой работе позволяет повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство, перевести  всю деятельность школы на более качественный современный уровень.

Информационная среда школы существенно повышает мотивацию учащихся к изучению предметных дисциплин и снижает трудоемкость работы учителя при подготовке и проведении занятий. Повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ педагогов и обучающихся, расширяется возможность в получении дополнительного образования.

Осуществляется интеграция учителей информатики с учителями-предметниками с целью, систематического применения ИКТ в преподавании школьных дисциплин.

Педагоги  используются различные формы ИКТ в учебном процессе

  • Электронные презентации;
  • Тестирование;
  • Электронные учебники;
  • Демонстрационные, контролирующие и корректирующие знания электронные  программы;
  • 85 % учителей используют Интернет для самообразования.

Администрация и педагоги широко используют возможности интернета

Надежно организованная информационная среда  позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять информационный банк данных школы по различным направлениям, что в свою очередь решает ряд проблем, связанных с поиском необходимой информации, ее обработкой и использованием в ходе учебно-воспитательного процесса.

Реализация проекта КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «Здоровье школьника – успешность обучения» направлена на совершенствование необходимой адаптивной, комфортной, здоровьесберегающей  и безопасной  среды образовательного учреждения, как важного условия сохранения и поддержания здоровья, самореализации.

Опытно-экспериментальная деятельность по созданию в школе здоровьесберегающей среды и социальной комфортности осуществляется во всех классах школы, осуществляется усилиями всех участников образовательного процесса. Ежегодно  в школе проводится мониторинг состояния физического здоровья обучающихся и работников. На основании результатов углубленного медицинского осмотра планируется работа по поддержанию и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

В школе особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни через систему внеклассных мероприятий: классные часы, праздники, выезды на природу, участие в различных школьных и городских спортивных мероприятиях. Вопросы гигиены и здоровья, безопасности жизнедеятельности рассматриваются на уроках ОБЖ, природоведения, биологии, окружающего мира, физкультуры, группы продленного дня.

Ежегодный анализ адаптации первоклассников к обучению в школе выявил проблему: не все дошкольники готовы к обучению. В связи с этим было принято решение введение в действие проекта «Подготовка дошкольников к обучению в школе». В рамках этого проекта осуществляются занятия с будущими первоклассниками учителями начальных классов, учителем-логопедом и педагогом-психологом.

Решая поставленные задачи духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, педагогический коллектив школы успешно использует методики педагогического воздействия, основанные на принципах Православной педагогики, базирующиеся на индивидуальном подходе к воспитанию и развитию каждого ребенка. При этом основой деятельности педагога является выявление и развитие способностей ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и воспитание детей в соответствии с нормами христианской нравственности.

С 2011 года Русской Православной  Церковью введен Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования), обусловленный особенностями развития современного общества, а также приспособлением образования к требованиям времени, что, в частности, предполагает качественное улучшение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и духовное оздоровление общества.

В связи с этим в школе реализуется проект «Введения и реализации Стандарта православного компонента общего образования» на 2011-2015 гг.

Православный компонент основных образовательных программ общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на каждой ступени образования (начальной, основной, средней (полной)) и направлен на православное духовно-нравственное, социальное, личностное развитие обучающихся, что в рамках учебного заведения призвано содействовать формированию соответствующей воспитательно-образовательной среды, православного уклада образовательного учреждения, способствующего решению задач православного образования и воспитания.

Самое пристальное внимание уделяется обновлению, обогащению и актуализации самого содержания образования и воспитания, его соответствию духовному наследию и великим традициям, доставшимся нам не по нашей заслуге от наших предков. Весь учебно-образовательный и воспитательный процесс в школе выдержан на этом уровне, достойном традиций православной церкви и нашего народа.

Освоение  православного компонента в урочной деятельности  происходит  двумя путями:

1. Через введение православного компонента в содержание  общеобразовательных предметов и предметов дополнительного образования. Специфика школы такова, что Православный компонент пронизывает всю школу, все предметы (интеграция), средства наглядности, уклад, он органично растворен в самой школе, в ее атмосфере, обстановке, оформлении учебных кабинетов.


2. Через введение в учебный  план школы  специальных вероучительных предметов (Основы православной веры, Церковная гимнография, церковнославянский язык, история РПЦ) в рамках регионального и  школьного компонента. Кроме вероучительных предметов православный компонент вводится по возможности во все общеобразовательные предметы, что отражено в рабочих программа (календарно-тематическом планировании). Преподаватели разрабатывают адаптированные программы по профилю школы с православным компонентом, а также методические пособия, дидактические материалы и дополнительные учебные пособия для модулей с православным компонентом.


С 2013 года школа получила статус экспериментально-инновационной  площадки   отдела   религиозного   образования   и   катехизации  патриархии  по  теме  «Актуальные вопросы преподавания церковнославянского  языка  в  условиях  реализации  Стандарта  православного компонента», а с 2015 года и площадки по теме «Проект Примерной основной образовательной программы (ООП) начального общего образования с религиозным компонентом».

3. Методические продукты

В рамках проекта «Введения и реализации Стандарта православного компонента общего образования» разработаны методические материалы.

Создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку творческие доблестные дела человека – важнейший источник его роста.

4. Общие итоги инновационной деятельности

Реализуется Программа развития школы на 2013-2015 годы, направленная на:

1. Создание условий необходимых для формирования нравственного, компетентного, ответственного гражданина-патриота способного к  самосовершенствованию и самореализации, на основе традиционных для России духовных, религиозных и культурных ценностей в системе церковного уклада жизни школы.

2. Приведение деятельности школы в соответствие с требованиями нового этапа системной модернизации российского образования и приоритетов, определенных Русской Православной Церковью.

3. Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания и образования в рамках инновационных педагогических практик.

4. Создание открытой системы дополнительного образования для развития различных форм детской одаренности.

Разработаны образовательные программы начальной и основной школы на основе новых ФГОС.

Применяются методы индивидуализации обучения: созданы условия для выбора индивидуальных образовательных траекторий.

Создан и функционирует сайт школы www.tepsosh.ru (www.тепсош.рф) модернизирован и превращен в эффективный образовательный ресурс, объединяющий целый ряд информационных потоков, сервисов и проектных направлений.

Продолжается выпуск серии методических издательских продуктов.

Разработана и внедряется здоровьесберегающая модель образовательного процесса, предполагающая постоянный контроль состояния здоровья учащихся и педагогов и комплекс профилактических мероприятий.

Организовано систематическое обучение работников школы новым педагогическим и управленческим технологиям – как внутри школы, так и в масштабах города и области (в форме учебно-практических семинаров, консультаций, конференций и пр.).

Проблемное поле.

Анализ нынешнего состояния школы в контексте внешних и внутренних тенденций позволяет выделить ряд проблем, требующих решения.

Обилие инновационных проектов и программ, различных мероприятий для детей и взрослых со своими условиями и сроками порождает напряженность рабочей и учебной нагрузки

Таким образом, школа имеет все возможности для расширения и усиления вариативности образовательной системы.

   Количество строк:   
Заголовок материала
1 «Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования» на 2011-2014 гг.
2 Инновационная площадка Синодального отдела религиозного образования и катехизации
3 Православная инициатива 2016-2017
4 Блогер школьного сайта
5 Областной фотоконкурс «Мир безгранично прекрасен. Юность»
6 Светопись для ВСЕХ!
7 Всероссийский медиафестиваль для детей, юношества и семьи "Моряна"
8 Православная инициатива 2011