Структура

Структура и органы управления

Деятельность православного образовательного учреждения (тверской епархиальной православной школы) строится на принципах государственной политики Российской Федерации в области образования. В основу учебного процесса заложено образование и воспитание в соответствии с государственным стандартом и потребностями родителей учеников, формирование личности православного христианина, руководствуясь богатым педагогическим наследием православных педагогов: свт. Тихона Задонского, святого праведного Иоанна Кронштадского, священномученика архиепископа Тверского Фаддея, К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского.

Всякий учебно-воспитательный процесс требует административного сопровождения. Административное сопровождение учебно-воспитательного процесса опирается на основные установки педагогической позиции школы. Суть педагогической позиции православной школы складывается из нескольких составляющих. Главная из них на наш взгляд - установка на создание церковного уклада жизни школы.

Особенности управления школой.

Особенности управления православной школой связаны с пониманием того, что школа является христианской общиной и начинается как христианская община – «все они были единодушно вместе» (Деян.2:1).

Важность Церковного Уклада жизни в том, что он служит источником выявления проблем и принятия решений, возобновляя управленческий цикл (суточный, недельный, месячный,/ четвертной/, годовой)

Через Церковный Уклад жизни решается ряд вопросов оптимизации уровня и качества обучения и воспитания в школе, обеспечение её учебно-воспитательных возможностей и ресурсов в новых социальных условиях.

Также к особенностям управления православной школы относится достижение цели в условиях ресурсных ограничений. Стимулом же к успешному управлению учебно-воспитательным процессом служат слова, сказанные Гамалиилом в Синедрионе (Деян.5:38-39).

Согласование между образовательной моделью в школе и структурой ее управления – условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления деятельностью ЧОУ ТЕПСОШ положены Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (статьи 26,27), Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ, а также локальные акты школы. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления, свободного развития личности.

Высший орган управления ЧОУ ТЕПСОШ – Учредитель, Тверская епархия в лице правящего митрополита Тверского и Кашинского Виктора, который координирует и направляет деятельность Школы.

Учредитель имеет право на: определение приоритетных направлений деятельности Школы; утверждение Устава (изменений и дополнений к нему); принятие решения о реорганизации и ликвидации Школы, назначение ликвидационной комиссии, утверждение передаточного акта и разделительного и ликвидационного баланса; установление соответствия расходования денежных средств, использования иного имущества Школы в соответствии с целями, предусмотренными Уставом; определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Школы; определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности Школы и об использовании закрепленного за ним имущества; утверждение порядка финансирования Школы в соответствии с действующими нормативными документами; одобрение сделок, в совершении которых имеется  заинтересованность Школы; контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов Школы; назначение и освобождение от должности Духовного попечителя Школы; осуществление контроля над деятельностью Школы в соответствии с законодательством РФ; участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в коллективе Школы с правом решающего голоса; премирование, награждение работников Школы; осуществление иных функций и полномочий Учредителя, установленных действующим законодательством РФ.

Школа уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Матричная система управления предполагает создание субъектов управления для решения той или иной инновационной задачи, которые  распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на  какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней вертикальной иерархии.


 Как видно из схемы, система управления в школе носит многоуровневый характер:

Первый уровень структуры - уровень стратегического управления.

Как внешнее, так и внутреннее административное управление осуществляет директор школы. Характеристикой управления школой, а также ее структурами в соответствии с целями деятельности является ответственность директора школы за выполнение своих функций на основании должностной инструкции, Устава организации, заключенного с ним трудового договора и принципов развития образовательной организации. Основной функцией его является организация работы Школы и координация усилий всех участников образовательного процесса.

В структуру административного управления Школой кроме директора и заместителя (заместителей) директора включена должность духовного попечителя (духовника) Школы, который является лицом, организующим направления, содержание, формы и методы духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся и  окормляет родителей и сотрудников Школы. Поскольку директором школы является священнослужитель, то он может сочетать исполнение функций директора и духовника.

На этом же уровне находятся коллегиальные и общественные органы управления:

Второй уровень организационной структуры управления - это уровень тактического управления, уровень заместителей директора, руководителей структурных подразделений и руководителей временных творческих коллективов (руководителей проектов). Через этих членов руководства директор осуществляет опосредованное руководство системой образования Школы. Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, т.е. добиться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Заместители директора в основном осуществляют внутреннее администрирование и обеспечивают управление образовательным процессом (мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, промежуточные контрольно-регулировочную и оценочно-результативную составляющие). 

Поскольку деятельность Школы является инновационной, то она требует особого типа управления – управления развитием или инновационного менеджмента. Базовым элементом распределенной системы управления является делегирование важнейших управленческих функций планирования, мотивации, организации и контроля на уровень среднего звена – руководителей площадок, подразделений и кафедр. Нововведения внедряются проектными методами. Во главе каждого проекта стоит руководитель, который имеет все необходимые полномочия и ресурсы для его реализации.

Третий уровень организационной структуры управления - это уровень оперативного управления педагогов функциональных служб, структурных подразделений школы, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, и развивают деловые качества учащихся.

Четвертый уровень организационной структуры – уровень обучающихся, органы ученического самоуправления. Это уровень «соуправления», предполагает курирование, помощь, педагогическое руководство.  Цель работы ученического органа самоуправления – организовать в условиях современной школы разнообразную деятельность обучающихся, коллективные творческие дела. Участие учащихся в управляющей системе Учреждения и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности.

Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и общественностью. В коллективе создана атмосфера творческого сотрудничества.

В ЧОУ ТЕПСОШ реализуются следующие функции управленческого цикла:



Реализуя функцию планирования, администрация Школы непрерывно устанавливает и конкретизирует цели самой организации, определяет средства их достижения, сроки, последовательность их реализации, распределяет ресурсы.

Функция организации в ЧОУ ТЕПСОШ предполагает распределение работы среди сотрудников, создание новых подразделений и координацию их работы. Функциональные обязанности каждого члена руководства Школы четко определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность.

Административный контроль существует на диагностической основе. Основным условием демократизации управленческой деятельности является гласность контроля. В ЧОУ ТЕПСОШ применяются следующие виды контроля: оперативный, предупредительный, эпизодический, тематический, фронтальный, самоконтроль, постоянное отслеживание уровня развития обучающихся.

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть, прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимают совещания при директоре, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива.

Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной  и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы  педагогического коллектива и управленческого аппарата.

В ЧОУ ТЕПСОШ сложилась управленческая команда с высоким уровнем профессионализма, владеющая вариативными технологиями управленческой деятельности, довольно эффективно сотрудничающая с обучающимися, родителями, работниками Школы и общественностью, которые привлекаются к управлению школой в рамках различных структур, обеспечивающих режим функционирования и развития школы.

Управление осуществляется на основе сотрудничества с опорой на инициативу и творчество всего коллектива.

ПОЛОЖЕНИЯ

№ 01 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ СОБРАНИИ РАБОТНИКОВ ОО 

№ 02 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКОМ СОВЕТЕ

№ 03 ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ 

№ 04 ПОЛОЖЕНИЕ О ОБЩЕШКОЛЬНОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОВЕТЕ

№ 05 ПОЛОЖЕНИЕ О  СОВЕТЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ