2015-2018 г.г.-Инновационная площадка Синодального отдела религиозного образования и катехизации

ПРОГРАММА

Инновационной площадки  Синодального отдела

религиозного образования и катехизации совместно

с Тверской епархией, Тверской епархиальной православной средней школой

во имя святителя Тихона Задонского

 

Раздел программы

содержание

исполнители

1.

Тема инновационной

площадки

Проект Примерной основной образовательной программы (ООП) начального общего образования с религиозным компонентом

 

2.

Сроки инновационной

площадки

С сентября 2015 года до 30.09.2018 года

 

 

3.

Научное руководство

Институт международных социально-гуманитарных связей

 

4.

Краткое обоснование

актуальности темы

Актуальнейшей проблемой современной России является повышение качества общего православного образования, в частности повышение профессионального мастерства учителя начальной школы, закладывающей основы знаний и умений подрастающих поколений

 

5.

Основные концептуальные положения инновации (теоретические и методологические основания)

Качественная реализация ФГОС общего образования нового поколения, обеспечение деятельностного подхода в образовании, ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие подрастающего поколения

 

6.

Факторы внешней среды, влияющие на положительный результат инновации

Реализация Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»,

Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации,

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,

Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Качественная реализация государственного профессионального стандарта «Педагог» в образовательных организациях с религиозным православным компонентом начального общего образования

 

7.

Факторы внутренней среды, влияющие на положительный результат инновации

Конфессиональная аттестация образовательных организаций с православным компонентом,

Экспертиза рабочих программ по обязательным учебным предметам православного компонента,

Повышение квалификации учителей православной школы,

Повышение качества православного образования (мониторинг качества)

 

8.

Нормативно-правовое сопровождение проекта

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Требования ФГОС общего образования второго поколения

Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации

 

9.

Основные участники проекта (субъекты)

Образовательное учреждение «Тверская епархиальная православная средняя школа во имя Т. Задонского»,

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

НП ВПО Институт международных социально-гуманитарных связей г. Москвы

 

10.

Предмет инновации

примерная  образовательная программа начального общего образования с религиозным (православным) компонентом

 

11.

Цели

Разработка примерной образовательной программы начального общего образования с религиозным (православным) компонентом);

Усиление религиозного (православного) компонента в учебных программах общего образования

 

12.

Задачи

  1. Разработка каждого раздела ООП с религиозным (православным) компонентом.
  2. Разработка Концепции духовно-нравственного (религиозного) воспитания и социализации.
  3. Разработка православного компонента в рабочих программах по учебным предметам начального образования.
  4. Проанализировать и обобщить святоотеческое наследие об образовании и воспитании подрастающих поколений, исторический опыт Русской православной церкви в воспитании подрастающих поколений.
  5. Разработать богословское и научно-методическое основание образовательных программ общего начального образования с православным компонентом.
  6. Детально представить православный компонент к каждому разделу ООП.
  7. Разработать Концепцию духовно-нравственного религиозного развития учащихся начальной школы и её реализации в процессе обучения, воспитания и социализации.
  8. Дополнить рабочие программы по учебным дисциплинам  общего начального образования православным компонентом.

 

13.

Ресурсы для реализации проекта

  1. Более чем 20-летний опыт работы учителей православной школы, сложившиеся традиции православного воспитания.
  2. Содержание специальных религиозных, православных дисциплин, преподаваемых в школе.
  3. Годовой цикл православных праздников и традиций, в который включаются все учащиеся и учителя школы.
  4. Система дополнительного образования с усиленным православным компонентом.
  5. Паломнические поездки по историческим и святым местам России, практические дела по увековечиванию памяти канонизированных святых.

 

 

13.1

Организационно-управленческие

Проведение малого педсовета с учителями начальной школы, специальных методических семинаров и консультаций по теме проекта

 

13..2

Научно-методические

Разработка учебного пособия для учителей начальной школы «Православный компонент в ООП»

 

13..3

кадровые

Директор православной школы, завуч по начальным кассам школы, учителя начальных классов

 

13.4

Материально-технические

Множительная техника, компьютеры, видеоаппаратура для записи уроков и их анализа

 

13..5

информационные

Сайты школы, сайты учителей, специальные компьютерные программы

 

13.6

финансовые

Материальное стимулирование успешно работающих учителей с помощью проектов «Православная инициатива», «Русский мир»

 

14.

Этапы реализации проекта

1 этап – 2016 год, 2 этап- 2017 год, 3 этап – до 30.09.2018 года

 

15.

Подготовительный этап

До июля 2016 года

 

16.

Основной этап

До июля 2017 года

 

17.

Заключительный этап

До 30.09.2018 года

 

18.

Стратегические идеи и оперативный план действий по разработке основной образовательной программы начального общего образования по годам реализации

1-й этап  2015-2016 учебный год

Обобщение имеющихся опыта работы учителей православных школ по реализации православного компонента в процессе преподавания учебных дисциплин в начальной школе по разделам программы.

Действия:

- Анализ каждым учителем по преподаваемым учебным дисциплинам содержания и объёма православного компонента по каждому разделу программы.

- Письменное оформление исползуемого учителем содержания православного компонента по разделам программы в 1, 2, 3 и 4 классах.

- Выявление разделов программ по преподаваемым учебным дисциплинам, в которых отсутствует православный компонент.

- Составление плана работы на следующий учебный год по разработке православного компонента к отсутствующим разделам учебных дисциплин.

Результат:

Каталог учебных дисциплин и их отдельных разделов, не обеспеченных православным  компонентом.

2-й этап  2016-2017 учебный год

Разработка недостающего содержания православного компонента для тех разделов учебных дициплин, которые им обеспечены недостаточно.

Действия:

- Подборка недостающего содержания православного компонента по составленному к окончанию прошлого учебного года каталогу.

- Разработка структуры хрестоматии по православному компоненту в начальной школе.

Результат:

1. Разработка православного компонента по всем учебным дисциплинам и разделам программы начальной школы.

2. Структурирование хрестоматии по православному компоненту в начальной школе, назначение ответственных редакторов по каждому разделу.

3-й этап  2017-2018 учебный год

1. Доработка содержания православного компонента в программе начальной школы, согласование вариативных текстов по программе 1, 2, 3 и 4 классов.

2. Обсуждение наиболее эффективных приёмов по использованию в работе с детьми разных возрастных групп.

3. Варианты использования дополнительных методов и средств при их изучении.

Действия:

- Чёткое определение и разграничение содержания православного компонента по учебным дисциплинам1, 2, 3 и 4 классов.

- Разработка рекомендаций учителю по использованию эффективных методов, средств и приёмов их изучения с учащимися разных возрастных групп.

- Оформление разделов христоматии по программе начальной школы с возможными содержательными вариантами и рекомендациями для учителей по их продуктивному использованию.

Результат:

1. Разработка и издание ООП программы начальной школы с православным компонентом.

2. Издание христоматии по православному компоненту программы начальной школы.

 

19.

Ожидаемые результаты проекта (продукт)

Примерная основная образовательная программа начального общего образования с православным компонентом;

рабочие программы по учебным дисциплинам начальной школы, дополненные религиозным православным компонентом

Методическое сопровождение по вероучительным предметам (православная этика, церковнославянский язык)  для начальных классов

 

20.

Критерии, показатели, уровни оценки проекта (мониторинг проекта на всех его этапах)

Критерии:

1. Количество часов, отвечающее требованиям ФГОС

2. Содержание, отвечающее возрастным возможностям учащихся начальной школы

3. Качественные показатели освоения программ учащимися православной начальной школы

4. Повышение мотивации к обучению

Мониторинг по всем этим критериям в течение каждого отчётного года

Самообследование

Завуч по начальной школе

Учителя начальных классов

21.

Благополучатели проекта

Православные школы России и ближнего Зарубежья