ФГОС
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование системно-деятельностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
Педагоги школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Основными результатами образования в начальной и основной школе, согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Выпускник школы
Введение ФГОС – процесс сложный и многоплановый. Под введением стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима на региональном, муниципальном и школьном уровне.
Переход на ФГОС осуществлялся через:
1. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС.
2. Составление Основной образовательной программы НОО и ООО.
3.Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС.
4. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС.
5. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
На основании приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Введение ФГОС нового поколения осуществляется поэтапно.
Завершен пятый год введения ФГОС. Собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Документация школьного уровня скорректирована с учётом опыта работы предшествующих четырех лет. Разработана образовательная программа начального общего образования, основного общего образования и рабочие программы по всем предметам в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Была проведена работа по изучению педагогического, методического и материально-технического потенциала школы. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогических советах. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе внеучебной деятельности учащихся.
Определена оптимальная модель внеурочной организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность школы во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся строится следующим образом. Жизнь ребенка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребенку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.
Внеурочная деятельность включает в себя:
- выполнение домашнего задания, т.к. добиться требуемых образовательных результатов только на уроке невозможно, поэтому важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня;
- индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, в том числе индивидуальные занятия по постановке устной речи, письменной речи почерка и т.д.;
- экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, конкурсы;
- поисковые исследования и выполнения проектов.
В школе созданы все условия для того, чтобы внеурочная деятельность принесла свои положительные результаты и эффекты.
В школе создаются необходимые санитарно-гигиенические и материально-технические условия для реализации ФГОС второго поколения. Была проведена оценка условий обучения учащихся в школе, включающая характеристику: здания школы, оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, организации учебного процесса, школьного питания учащихся, а также оснащения медицинского кабинета оборудованием и инструментарием.
На сегодняшний день школа оснащена техническими средствами обучения: компьютеры имеются во всех учебных кабинетах с доступом в Интернет, 12 интерактивных досок, 12 мультимедийных проекторов, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В результате всех проведенных исследований условия были признаны удовлетворительными.
Педагогическим коллективом школы была проведена экспертиза базисного учебного плана, его соотношения с учебно-методическими комплектами; требований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования, ее ресурсному обеспечению и результатам освоения.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам образования. Их можно достигнуть благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. Учащиеся обеспечены учебными пособиями и учебниками.
В связи с введением ФГОС второго поколения осуществляется новый подход к реализации образовательных программ. Каждая образовательная программа включает в себя 4 направления:
- программу личностного роста;
- программу освоения необходимых жизненных навыков;
- программу обучения тому, как учиться и добывать информацию;
- содержательную, т.е. предметную программу обучения.
Акцент делается не столько на учебно-предметный подход, сколько на объединение всех направлений воедино. Внедряется единая методика развития основных учебных навыков («методологический стандарт обучения»). Приоритет отдается активным и креативным формам образования и досуга.
В течение всего учебного года педагоги нашей школы отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального и основного образования.
С первых дней педагогами ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
- изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в школе;
- анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
- итоговая диагностика, определяющая уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Учителя начальных классов, педагог–психолог и учитель-логопед проводят необходимую диагностику, анализ которой дает возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне готовности старших дошкольников к обучению в 1 классе. Комплекс диагностических методик направлен на выявление состояния зрительного восприятия, уровня развития мелкой моторики руки и пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, а также уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные способствуют осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку при обучении в 1 классе. Также педагог-психолог проводит мониторинг образовательных достижений школьников в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП НОО и ООП ООО, позволяющий своевременно наметить пути коррекции и помощи обучающимся. В течение учебного года исправляли дефекты речи у учащихся 1-3 классов, проводили коррекционные уроки с учащимися, помогали им поверить в собственные силы и возможности, повысить свою успеваемость.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки в начальных классах после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.
Учителями школы активно используются современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
- ИКТ;
- технология деятельностного метода;
- проектная технология;
- групповая работа;
- исследовательская технология;
- элементы здоровьесберегающей и игровой технологий.
ФГОС содержит новые цели образования, новое содержание образования, новые средства и технологии обучения. Все это вместе взятое предъявляет новые требования к подготовке педагогических кадров. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, умение проектировать УУД в учебной и внеучебной деятельности являются решающим фактором успешного воплощения новых стандартов школьного образования. Очевидно, что качество обучения в школе напрямую зависит от квалификации и компетентности работающих специалистов. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям ФГОС, 75% педагогов прошли повышение квалификации через курсовую подготовку и дистанционные курсы. Но следует обратить внимание на подготовку педагогов с целью формирования информационной компьютерной технологической компетентности по всем направлениям образовательного процесса.
Первые годы реализации новых образовательных стандартов выявили ряд проблем:
- Затруднения у части педагогов (особенно у тех, кто старше 50-и лет) в связи с необходимостью изменения позиции учителя на уроке, перехода к полилоговым, открытым форматам проведения занятий;
- Отставание темпов переподготовки от реальных этапов и задач образовательного процесса (частое и массовое посещение курсов ПК сильно осложняет организацию учебного процесса, поэтому перешли к дистанционным курсам повышения квалификации учителей);
- Объективная нехватка времени для разработки программ и занятий в соответствии с новыми требованиями.
Для дальнейшей успешной реализации ФГОС необходимо:
- Усилить вектор методического и психологического сопровождения, нацеленный на постепенное изменение педагогической позиции и подходов.
- Упорядочить систему переподготовки педагогов и привязать ее к реальным потребностям учебного процесса
- Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
- Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.
- Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального и основного образования.
- Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей.
- Усилить работу педагога-психолога по внедрению ФГОС.
- Продолжить работу по формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
- Продолжить работу по формированию культуры проектной деятельности.
- Совершенствовать применение современных образовательных технологий при внедрении ФГОС.
- Проведенные диагностические исследования с родителями учесть при организации учебного процесса и внеурочной деятельности в следующем учебном году.