Система образования

 

 

2.1. Главные принципы

В основу планирования образовательного процесса легли принципы Федеральной целевой программы развития образования «Наша новая школа», Долгосрочной целевой программы Тверской области «Развитие образования Тверской области на 2009-2014 годы», а также концепция новых ФГОС.

В программе четко прослеживается преобладание ресурсно-системного подхода в решении образовательных задач. Ресурсы образовательного процесса представлены достаточно конкретно и реалистично – это ресурсы времени и здоровья обучающихся,  информационные ресурсы, квалификационный запас персонала, финансово-экономические ресурсы.

Приоритетными задачами образовательной программы являются:

  • развитие коммуникативной компетентности учащихся;
  • внедрение активных форм образования;
  • поэтапная модернизация системы общего образования на основе новых ФГОС;
  • развитие старшей профильной школы на базе индивидуального выбора предметов и видов деятельности;
  • ведение вероучительных дисциплин, предназначенных сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения, воспитывающих духовно-нравственного гражданина и патриота;
  • синтез основного и дополнительного образования;
  • создание системы психолого-педагогической поддержки и раннего выявления талантливых и одаренных детей, детей со специальными потребностями,  создавая  возможности обеспечения их особых образовательных потребностей;
  • модернизация системы материального стимулирования учителей, ориентировав ее на достижение конкретных образовательных и воспитательных результатов и параллельно изменение системы нематериального стимулирования за счет поощрений и преимуществ (в вопросах повышения квалификации, организации рабочего времени, выбора организационно-методических форм работы и др.);
  • формирование у всех членов школьного сообщества навыков самоорганизации и саморазвития.
  • увеличение доли социальных дисциплин, воспитывающих гражданственность и патриотизм;
  • расширение системы дополнительного образования.

Базой для реализации комплексной образовательной программы является коммуникативная среда школы (включающая преемственность возрастных ступеней, модели профессионального взаимодействия, корпоративные принципы, методическое единство, наличие педагогической команды и сформированного школьного сообщества).

Концепция развития Православной школы ориентирована на изменение элементов системы необходимых для успешного решения задач модернизации с сохранением сложившихся элементов уклада школы и постепенное обогащение сложившейся образовательной системы признаками активной образовательной среды. Поскольку образовательная система школы в своих ключевых элементах сложилась в результате реализации предыдущих образовательных программ, то стратегическая цель новых образовательных программ (для каждой ступени) – совершенствование  и  развитие образовательной среды школы, близко к заявленной модели.

С учетом организационно-управленческой специфики школы прогнозируемый педагогический результат сформулирован как компонент программы обеспечения преемственности в системе  ступеней (начальной, основной и старшей школы) и в отношении итоговых  характеристик выпускника школы.

Все прогнозируемые педагогические результаты представлены в виде конкретных критериев, большинство из которых являются измеряемыми при помощи прямых процедур. Остальные оцениваются на основании косвенных процедур (социологических опросов, собеседований, анализа работы с группами риска и пр.). Достижение прогнозируемого образовательного результата определяется на основании внешних независимых измерений (ЕГЭ, ОГЭ, стартовая диагностика), системой внутришкольного мониторинга, проводимого структурными подразделениями школы - «Служба мониторинга» и «Психологическая служба»,  а также  в рамках планового контроля – ВШК -  каждой ступени.

 

2.2. Ступени образования

Система образования состоит из 3‑х образовательных ступеней:

1. начальное образование (с 7‑и лет 4 года);

2. основное общее образование (5 лет);

3. среднее общее образование (2 года).

Учебные планы построены по принципам постоянного возрастания сложности учебной деятельности по предметам и самостоятельности ученика в образовательном процессе.

На каждой ступени обеспечивается государственный стандарт общего образования, а также стандарт православного компонента, развивающие общую культуру, творческие возможности, физическое и нравственное здоровье.

Успешность прохождения каждого уровня и выполнения его образовательных задач гарантируется школой только при условии осознанного и добровольного соблюдения всех норм и правил школьной жизни.

Главное в современной системе образования – ВЫБОР, построение своего образовательного (и в перспективе – жизненного) проекта. Чтобы каждый ребенок при поддержке родителей и педагогов нашел собственный стиль обучения, свой маршрут, профиль и выстроил свой учебный план (индивидуальную траекторию).

Специфика образовательных ступеней

Православная школа должна отвечать сразу двум требованиям: воспитание детей в духе православия и соблюдение уровня знаний, соответствующего нашему времени. Сочетание этих двух задач возможно при ведущей роли гуманитарных дисциплин в православном образовании.

С 2011 года Русской Православной  Церковью введен Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования), обусловленный особенностями развития современного общества, а также приспособлением образования к требованиям времени, что, в частности, предполагает качественное улучшение духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения и духовное оздоровление общества.

Православный компонент основных образовательных программ общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на каждой ступени образования (начальной, основной, средней (полной)) и направлен на православное духовно-нравственное, социальное, личностное развитие обучающихся, что в рамках учебного заведения призвано содействовать формированию соответствующей воспитательно - образовательной среды, православного уклада образовательного учреждения, способствующего решению задач православного образования и воспитания.

В православной школе используется универсальное по содержанию и технологиям образование, представляющее собой овладение языками – родным и иностранным, математикой, компьютером, музыкой, религиозной, художественной, научно-популярной и научной картиной мира и сведениями о человеке и обществе. Образовательные возможности школы:

v начальное обучение по традиционной методике, образование, связанное с возрождением национальной культуры, языка и традиций;

v повышенный уровень общего среднего образования гуманитарной направленности.

v профильное обучение по индивидуальным образовательным траекториям в 10-11 классах.

Школа православная, в основном часы из школьного компонента идут на изучение религиоведческих дисциплин: Основы православной веры, Церковной гимнографии, Истории Церкви, Церковно-славянского языка.

Обязательными условиями всякого процесса развития являются единство его составляющих, их тесная взаимосвязь и непрерывность. Процесс воспитания и образования личности, как никакой другой, требует неукоснительного соблюдения этих принципов.

1. Начальная школа

Образовательная программа начального общего образования построена на основе УМК «Школа России» с учётом особенностей и традиций школы, предоставляющего учащимся обширный диапазон средств для раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей (в первую очередь, гуманитарной направленности). Методологической основой традиционного обновлённого комплекса является системно-деятельностный подход.

Образовательная  программа I ступени направлена на стимулирование учащихся к познавательной деятельности, овладение основными алгоритмами её организации. Учебные программы  I ступени по русскому языку, математике, естествознанию предусматривают детальное, изучение наиболее важных тем, вопросов, интегрирующих знания, способствуют освоению общих принципов и законов познавательной деятельности.

Регулируемая рамками государственного образовательного стандарта, образовательная  программа  I ступени реализуется в формах базового обучения (в  программах  четырёхлетней начальной школы), с освоением учащимися основ духовной жизни православного христианина, элементов теоретического мышления, простейших навыков самоконтроля, сохранением индивидуальности ребенка, его психического и физического развития.

Основная деятельность: учебная. Тщательное изучение (с выработкой соответствующих умений, универсальных способов учебного познания (учения, самообразования), включая все основные элементы научной организации умственного труда, культуры работы с книгой и т.п.

Основа содержания образования определяется изучением языков как основного способа общения: русский язык, церковно-славянский язык, математика, английский. Формирование научно-популярной картины мира, изучение основ православной антропологии, основ искусств, человековедения, основ нравственного поведения, начал православной христианской этики.

Принципами образовательных технологий являются  формирование базовых учебных навыков, специальных умений и навыков, развитие общеучебных умений и навыков, формирование первичного ориентирования в основных областях деятельности.

Приоритетным направлением педагогической деятельности начальной школы остается углубленное изучение вероучительных православных предметов, преподавание которых  ведется по авторским программам: Православная этика Л.В. Бабаева и Церковно-славянский язык Л.В. Бабаева.

В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей начальная школа перешла на работу по учебному комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.

Программа по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой значительно расширяет объем знаний, умений, и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Начинают вводится, такие элементы методики, как сопутствующее повторение, опережающие обучение, систематизация полученных знаний.

Программа по чтению с использованием учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова предполагает следующее: формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей учащихся.

Программа по математике с использованием учебника М.И. Моро ставит перед учителем такие задачи: максимальное развитие логического мышления школьников, усиление практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач и упражнений. В соответствии с основными принципами дидактики адаптированы на повышенный уровень обучения программы по другим предметам начальной школы: изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, физической культуре.

2. Основная школа

Основное общее образование строится на базе общеобразовательной программы и дополняется православным компонентом, помогающим становлению личности православного христианина. Православный компонент общего образования представляет собой систему непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания в традициях православия, которая реализуется в школе посредством включения в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей (история Церкви, церковно-славянский язык, основы православной веры), содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви. Основное общее и религиозное образование учитывает условия формирования личности учащихся в семье, их склонности, интересы и способности к социальному самоопределению.

Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.

Для обеспечения взаимосвязи отдельных образовательных областей, целостности и единства образовательной  программы  II ступени в обучении реализуются формы межпредметной интеграции.

Приоритетным направлением в педагогической деятельности образовательного учреждения остается углубленное изучение вероучительных предметов. Здесь, помимо традиционных программ и учебников, следует отметить ряд авторских и модернизированных  программ, по которым ведется преподавание:

Русского языка и литературы с учетом специфики школы (которая предусматривает изучение государственной программы) с использованием дополнительного учебника «Духовная поэзия и проза» из произведений духовно-нравственного содержания (составитель Т.А. Чирина);

Вероучительных предметов:

авторская программа Основы православной веры основного общего образования, составленная иереем Дмитрием Кульковым;

авторская программа Церковнославянский язык основного общего образования, составленная О.Г. Чайка;

авторская программа Церковная гимнография основного общего образования, составленная И.Б. Ковалевой.

Русский язык как учебная дисциплина на данной ступени - лингвистическое мышление, обеспечивает практическую грамотность, формирует навыки письменной монологической речи.  Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и с использованием авторских дидактических материалов по русскому языку православного содержания, составленных Т.А. Чириной, В.Г. Гмир и О.Г. Чайка.

Программа по литературе этого этапа обучения предусматривает не только фактическое расширение литературного материала, но и более детальное проникновение в текст, в идейно-художественное содержание традиционно изучаемых произведений. Большое внимание уделяется рассмотрению духовно-нравственного аспекта произведений. Преподавание ведется по модернизированным программам, адаптированным к специфике школы, и учебникам под редакцией В. Я. Коровина и дополнительному учебнику «Духовная поэзия и проза» (составитель Т.А. Чирина).

Программа курса английского языка соответствует государственному стандарту образования. Основной методикой преподавания является коммуникативно-ориентированная методика. Преподавание ведется по УМК «Английский в фокусе».Также используются дидактические материалы православного содержания разработанные Е.Е. Шаровой.

Цели обучения математике определяются ролью данной дисциплины в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека. Приоритетным направлением по-прежнему остается практическая направленность в преподавании предмета. В настоящее время в школе осуществляется переход на учебные комплексы под редакцией Мордковича (алгебра) и Анастасина (геометрия).

Программа курса физики в 7- 9 классах соответствует государственному стандарту основного образования. Преподавание ведется по традиционным учебникам С.В. Громова и Н.А. Родиной. Традиционно особое внимание уделяется прикладной направленности преподавания. На данном этапе происходит ознакомление с более широким кругом технологических приложений. Очевидна роль изучения физики в формировании мировоззрения учащихся, правильном понимании природы, человека и его места в мире. Поэтому важно не только дать учащимся знание научных фактов, но и дать понимание проблематики научного познания; научить различать научные факты и выводы, сделанные на их основе, познакомить со свидетельствами выдающихся ученых о том, что изучение природы, изучение Вселенной приводит к признанию ее Творца.

Базовый компонент химического образования обязателен для учащихся всех уровней. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, экологические проблемы, рассматриваются вопросы связи химии с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, где речь идет о применении веществ и материалов в быту. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией О.С. Габриелян.

Биологическое образование обеспечивает высокую биологическую и, прежде всего экологическую грамотность. Программа по предмету предусматривает не только изучение вопросов теории, но и прикладных основ общей биологии. На уроках применяются элементы методики Монахова с применением ТСО. Преподавание ведется по следующим учебникам: В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А.С. Батуев, В.Г. Бабенко.

«Физическая география» объединяет, расширяет и систематизирует знания учащихя о взаимоотношениях человека и природы, полученные при изучении курса начального звена «Ознакомление с окружающим миром». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Цель курса «История России» - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, об основных этапах истории Отечества. Особенностью программы является обращение к Православной Церкви, роли Церкви в нашей истории и культуре. Особенностью курса также является пристальное внимание к тем фактам и событиям, через изучение которых возможно патриотическое воспитание учащихся (в первую очередь военная история). Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией Л. А. Вигасина, Е.В. Пчелева, А. А. Преображенского, А.А. Ведюшкина А. А. Данилова.

Курс обществознания на данной образовательной ступени интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, с использованием методического пособия «Евангельские ключи» к основным понятиям обществознания (автор протоиерей Александр Душенков).

Обязательные учебные предметы православного компонента основного общего образования:

Основы Православной веры. Предназначены сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия через представления о Боге и сотворенном Им мире, вере и человеке, созданном по образу и подобию Божию. Раскрыть значение Евангелия как основы жизни человека, Христоцентричность человеческой истории. Помочь учащимся осознать себя чадами Церкви Христовой и утвердить в основах духовной жизни. Осознать смысл жизни как путь ко спасению, к Богу. Сформировать представление о Церкви как соборном единстве, в котором раскрывается соборная природа восстановленного человеческого естества.

Церковнославянский язык. Предназначен формировать представление о церковнославянском языке как величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов. Раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви. Овладеть традициями церковнославянского языка для развития навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

Церковная гимнография. Предназначена раскрыть значение церковного пения в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Овладеть традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с практикой клиросного пения в русском православном храме. Развить вокально-хоровых навыки, музыкальный слух и певческий голос. Знать основные песнопения церковного богослужения (Божественной Литургии).

3. Старшая профильная школа

Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа III ступени обучения  учитывает существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей старшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителей,  ведущих преподавание учебных предметов в средней школе, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности третьей ступени общего образования.

Целями основной образовательной программы являются выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через   создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, обеспечивающего становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Задачи третьей ступени  образования:

  • обеспечение содержания образования обучающихся с учётом требований общества к выпускнику школы;
  • обеспечение становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности, формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • способствовать всемерному  интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности   каждого  ученика
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, создание условий для интеллектуального, эстетического, нравственного, физического развития личности  каждого  обучающегося;
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

На старшей ступени обучение строится на основе индивидуальных образовательных траекторий. Каждый ученик самостоятельно определяет интересующий его набор учебных предметов (индивидуальные учебные планы) из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционные сочетания. Эти планы будут различными по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года.

Образовательные  программы III ступени ориентированы на учащихся уже освоивших как общие, так и частно-предметные способы познавательной деятельности.

Обучение на III ступени ведётся по  программам  базового уровня и повышенной сложности, предусматривает организацию активных форм творческой, самостоятельной деятельности учащихся.

Учебные планы III ступени обучения направлены на  развитие  индивидуальных способностей и склонностей учащихся в основных образовательных областях, изучаемых в  школе, реализуют методологические подходы к содержанию образования и направлены на достижение определённых уровней образованности в соответствии со ступенями обучения, включающими как базовый, так и повышенный уровень.

Базовые общеобразовательные учебные предметы: русский язык, литература, математика, иностранный язык, история, физическая культура; интегрированные курсы: обществознание и естествознание.

Повышенный  уровень способствует  подготовке к поступлению в ВУЗы не за счёт репетиторства, а в рамках именно индивидуальных учебных траекторий и обеспечивается за счет элективных учебных курсов. Элективные учебные предметы: по выбору, не менее трёх.

Проводимая предпрофильная подготовка в 9 классе, позволяет определить набор предметов повышенного уровня для старшей ступени обучения и, в дальнейшем, осознанный выбор профессии. Эту работу проводит квалифицированный педагог-психолог.

Активно функционирует кабинет психологической помощи: проходят беседы и консультации  с родителями, анкетирование и тестирование учащихся, помощь учителям в воспитательной работе.

Обязательные учебные предметы православного компонента среднего общего образования:

Основы православной веры предусматривает изучение Священного  писания Нового Завета с использованием авторской программы Священное  писание Нового Завета (Четвероевангелие; Апостол) для учащихся 10-11 классов, созданной протоиереем Леонидом Водолазским и учебного пособия  по данному предмету «В помощь к доброму чтению и слушанию Слова Божия в Новом Завете (Четвероевангелие)» часть 1-2 для 10 класса и «В помощь к доброму чтению и слушанию Слова Божия в Новом Завете (Апостол)» для 11 класса, составленного протоиереем Леонидом Водолазским;

Авторская программа История Церкви для учащихся 10-11 классов, составленная иеромонахом Иаковом Степкиным.

В результате создана система образования, адекватная запросу современного общества и способствующая обеспечению равных возможностей для получения образования в соответствии с индивидуальным выбором.

Система оценивания

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Учащиеся оцениваются по бальной и зачетной системе оценивания.

Учащиеся 1-го класса и 2-го класса (I четверть) - обучение оценочное, без отметочное. Со 2-го по 11-й классы - обучение оценочно – отметочное (стандартная 5-балльная система), отметочная форма тематического учета знаний, умений, навыков.

2-е классы четвертичная и годовая аттестация проводится со второй четверти. 3-е 9-е классы - форма четвертной и годовой аттестации по всем предметам. Промежуточная аттестация проводится по предметам по четвертям. Годовая отметка по предмету выставляется с учетом четвертных отметок. В 9-х классах по завершению учебного года проводится обязательная государственная итоговая аттестация за курс основной общей школы. Итоговая отметка по учебным предметам выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметки итоговой аттестации в пользу учащегося.

В 10 - 11 классах - Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие по всем учебным предметам. Годовая отметка по предмету выставляется с учетом отметок, полученных за полугодие. В 11- х классах по завершению учебного года проводится обязательная государственная (итоговая) аттестация за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ.

Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и многоаспектностью. Качество образования анализируется и оценивается педагогическим коллективом с педагогических, психологических, концептуальных и социальных позиций.

При итоговой оценке освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач по обязательным предметным областям.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы включает две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, проводимой образовательным учреждением самостоятельно, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы;
  • результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

2.3. Образовательные технологии и методы обучения, используемые

в образовательном процессе

Отбор методов и технологий обучения и воспитания в школе осуществляется на основе общепедагогических принципов качества получаемого образования, обеспечения здоровья ребенка с учетом пересмотра содержания образовательных стандартов и возможности педагогических измерений достижений учащихся.

Комплексный проект «Активные формы образования» предполагает постоянное и эффективное взаимодействие детей и педагогов в процессе совместной  деятельности, тесную взаимосвязь уроков и внеурочной работы, совершенствование подходов к системе оценивания достижений учащихся.

К видам активных форм образования, уже применяемых в средней и старшей ступенях школы, относятся, в частности:

  • проектно-исследовательская деятельность учащихся;
  • помощь старшеклассников младшим школьникам;
  • активные формы уроков и внеурочной работы;
  • социальное проектирование.

Важным фактором индивидуализации и повышения эффективности образовательного процесса становятся самые различные внеурочные формы образования:

  • система научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в течение всего учебного года,
  • социальные акции,
  • деятельность органов школьного самоуправления,
  • межшкольные олимпиады, конференции, соревнования.

Возникает тенденция к стиранию граней между уроками и внеурочной деятельностью, между собственно учебным и каникулярным временем. Именно в практической деятельности учащиеся овладевают необходимыми компетенциями – социальной, научной, а также навыками самоорганизации и рефлексии.

В образовательном процессе  школы используются следующие современные педагогические технологии:

1.Лекционно-семинарская система

 

2. Дидактические игры

3. Метод проектов

4. Проблемное обучение

 

5. Программированное обучение

6. Информационные (компьютерные)

 

7.Технология разноуровневого обучения

8.Технология коллективного взаимообучения (КСО — коллективный способ обучения)

9. Модульно-блочные технологии

10. технология индивидуализации обучения

10–11 классы (уроки математики, химии, истории, литературы, биологии, физики)

нач. классы, 5-6 кл.

уроки технологии

3–11 классы (уроки математики, физики, химии, биологии, истории, литературы)

10–11 классы (уроки математики, информатики и ИКТ)

Создание обучающих тестов — программ по математике, химии, физике, информатике, истории, обществознанию 6–11 классы.

в 3–11 классах на уроках языка и литературы, математики.

9–11 классы, математика, физика, химия, история, русский язык.

9–11 кл. физика, математика, химия, история, география

 

10-11 классы

ИКТ в образовательном процессе

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития школы. Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе. Для этого в школе создана целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса.

Создание информационного пространства школы  является той задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя, родителей и образовательной среды.

Большое значение уделяется в школе умению использовать, создавать и регулировать информационные потоки. Каждый ученик средней и старшей ступени, учитель и ответственный сотрудник имеют вход в интернет.  100 % руководителей и 70 % учителей школы владеют информационными технологиями, постоянно используя компьютеры в своей работе.

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в 2015–2016 учебном году:

  • проведение уроков с использованием мультимедийных досок и другого оборудования;
  • электронный мониторинг качества обучения;
  • применяется система электронного тестирования в учебном процессе. 

Информационные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать их более эффективными, а так же способствуют творческому развитию как учащихся, так и учителя,  а следовательно, решают задачи поставленные перед школой современным обществом.

Компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную ее часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность ребенка.

Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. Вниманию ребят открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках.  Перед учителем ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.

С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.

Преподаватели составляют свои презентации к отдельным урокам, а также готовясь к родительским собраниям. Так, например, Бабаева Л. В. составила презентацию по представлению  работы ТЕПСОШ начальных классов родителям будущих первоклассников, презентации к урокам церковнославянского языка.  Высоцкая Л.В. составила презентацию кабинета здоровья. Для проведения конференций и семинаров на базе школы была создана виртуальная экскурсия по школе, которая используется для знакомства гостей школы с кабинетами и учебными помещениями, деятельностью школы. При подготовке доклада директора на Рождественские чтения подготовлена презентация концепции духовно-нравственного воспитания, образования и развития обучающихся в Православной школе и структуры организации управления в НОУ ТЕПСОШ.

Презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор, включают детей в активную поисковую деятельность. Наиболее часто в начальной школе используются презентации на уроках окружающего мира, литературного чтения.  Учителя начальных классов работают над созданием мультимедийной библиотеки: презентации к урокам,  необходимый наглядный  видеоматериал, а также обучают детей  создавать собственные презентации и проекты.

Путешествуя по необъятным просторам Сети, учителя познакомились со многими образовательными Интернет-ресурсами, которые  стали активно использовать в своей учебно-методической  и внеурочной работе со школьниками.

Преимущества использования ИКТ в школе:

  1. совершенствование системы управления обучением и воспитанием;
  2. усиление мотивации учения;
  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся
  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  5. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры;
  6. повышение уровня использования наглядности на уроке;
  7. повышение производительности урока;
  8. установление межпредметных связей;
  9. преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

Но есть и проблемы в использовании ИКТ. Хотелось бы лучше освоить мультимедийную технику, т. к.  возможности у неё огромные. Надо доску использовать с практической целью, т.е. работать на ней самому ученику, но для этого необходимо научиться учителю.

В связи с этим, в следующем учебном году необходимо уделить внимание ИКТ-компетентности учителей: направить на обучение с целью формирования информационной компьютерной технологической компетентности по всем направлениям образовательного процесса.

Активно используется система СМС-информирования родителей (еженедельное информирование об успеваемости учеников и важных событиях в школе).

Ещё одним важным направлением создания образовательной информационной среды является сайт школы. Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы  служит показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт также рассматривается как коммуникативный инструмент не только администрации, педагогов и учеников, но и «внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов – родителей и работников образования. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.

Веб-сайт школы www.tepsosh.ru является реальным информационным каналом, отражающим основную деятельность школы. Это виртуальный стержень,  активизирующий жизнь школы и одновременно высокотехнологичный инструмент саморазвития школьного сообщества. Сайт содержит актуальную информацию (расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей) не только о текущей жизни, но и нормативные документы, иллюстративный и наглядный материал. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций.


На основе вышеизложенного сформирована модель инфоматизационно-образовательной среды ЧОУ ТЕПСОШ 

 


Таким образом, созданное информационное пространство школы помогает нам осуществлять образовательный мониторинг, своевременно принимать решения; создавать условия для удовлетворения педагогами, учащимися и их родителями своих информационных, самообразовательных потребностей и решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

2.4. Психолого-педагогическое сопровождение

Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает совместную работу завучей, педагога-психолога, классных руководителей и воспитателей ГПД, направленную на оказание поддержки каждому ученику в важнейших моментах его школьной жизни, в выборе образовательного маршрута и жизненном самоопределении. Педагог-психолог привлекается  для разрешения конкретных проблемных ситуаций – по инициативе Родительского Совета, либо педагогического консилиума.

В процессе психологического сопровождения учитывается цель школы, методическая тема и приоритетные направления в работе школы. Основными направлениями в работе педагога-психолога являются:

1.Психологическая диагностика

2. Коррекционно-развивающая работа

3.Психологическое консультирование

4. Психологическое просвещение

Особое внимание уделяется учащимся на сложных этапах учебной деятельности: первый и пятый классы. Ученики обследуются на предмет школьной готовности, адаптации к учебной деятельности, готовности к обучению в среднем звене школы (проведено анкетирование детей 4 класса с целью выявления уровня подготовки обучающихся при переходе на 2 ступень обучения)

В случае необходимости ребёнок получает коррекционную помощь психолога в виде индивидуальных или групповых занятий. Педагоги и родители имеют психологические рекомендации. Педагог-психолог также может порекомендовать консультации логопеда, дефектолога и других специалистов для комплексной помощи учащимся.

Родители имеют возможность получить консультации по вопросам обучения и воспитания детей, а также по семейным вопросам (детско-родительские отношения). В рамках профилизации обучения педагогом-психологом осуществляется помощь учащимся в профессиональном самоопределении: профориентационная диагностика и консультирование, профориентационные занятия.

В целях помощи детям в подготовке к экзаменам проводятся психологические консультации. Это помогает снять напряжение, выработать стрессоустойчивость.

Педагоги имеют возможность сами получать психологическую помощь в виде консультаций, тематических консультаций, совместной с психологом подготовки педагогических советов и совещаний. Особое место в психологической работе занимает совместная деятельность с заместителем директора по воспитательной работе и педагогом-организатором по проблемам и поддержке детей «группы риска».